Опубликовано 18 февраля 2019 в 12:56

Жук Наталья Юрьевна – музыкальный руководитель первой квалификационной категории.

Закончила Ленинградский Государственный Областной Университет имени А. С. Пушкина.

Педагогический стаж работы 12 лет.

Музыкальные занятия состоят из разных видов деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и способствуют развиваю у детей разных музыкальных способностей.

Помимо музыкальных занятий также в течение года проводятся праздники.

Для музыкальных занятий необходимо приобрести чешки, в которых дети будут и на праздниках.

Музыкальные занятия проходят 2 раза в неделю с каждой возрастной группой.

     Рекомендации родителям по В.М. Бехтереву относительно развития музыкального слуха дошкольников:

  • Важна охрана детского слуха от резких слуховых эффектов.
  • Устраняйте всё, что нарушает правильное развитие слуха (громкие звуки, хаотичную речь и т.д.).
  • Подумайте о правильном подборе игрушек. Они должны быть с нежным, мелодическим звучанием.
  • Учите детей ориентироваться в ритме.
  • Упражняйте детей в различении музыкальных тонов и музыкальной окраски.

Рекомендации для родителей

  • 1.Детям вредно петь в холодную погоду.
  • 2.Необходимо слушать музыку в семье.
  • 3.Взрослые должны беречь детский голос.
  • 4.Музыка успокаивает ребёнка, поэтому важно петь детям перед сном колыбельные песни.
  • 5.На музыкальные занятия, чтобы ребёнок мог свободно двигаться во время исполнения упражнений, танцев, необходимы чешки.
  • 6.Во время проведения утренника нельзя разговаривать по сотовому телефону.
  • 7.Входить на праздники в музыкальный зал нужно в сменной обуви и без верхней одежды (в холодное время года).



Образовательный маршрут

для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет

“Музыкальная гостиная”

Разработчик: Жук Н.Ю.
Музыкальный руководитель ГБДОУ № 66 Калининского района
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Уважаемые родители!

Приглашаю Вас и Ваших детей в удивительный мир музыки! Музыка – это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Это мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Войти в мир музыки – значит открыть для себя, то прекрасное, без чего жизнь человека не может быть возможной.

Разнообразные детские песни вызовут у малыша радость и восторг. Маленькие дети, которые даже не знают, что такое танец, услышав любую заводную мелодию, на интуитивном уровне начинают хлопать, топать ножкой или приплясывать. Музыка подталкивает деток к выражению своих эмоций.

Классическая же музыка успокаивает и вдохновляет. Общение с классической музыкой развивает интерес, любовь к ней, повышается музыкальная восприимчивость, зачатки музыкального вкуса, помогает осваивать мир человеческих чувств, эмоций.

И, конечно же, каждый из Вас, дорогие мамы и папы, очень хочет, чтобы детство наших детей было счастливым и продуктивным. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. И очень важно, чтобы этот опыт основывался на лучших образцах мировой музыкальной культуры.

Встреча 1. “Настроения, чувства в музыке”

Спросите у ребенка, какое у него сейчас настроение.

Предложите ему показать на лице противоположное настроение.

Обсудите, какие чувства он испытывает, когда у него веселое и грустное настроение.

Прочитайте рассказ “Музыкальная страна или страна, где живут звуки: Мажор и Минор” - http://goo.gl/juozbx

После чтения рассказа задайте вопросы:

1. Попробуй вспомнить: как различить братьев?

2. Какие были считалки у каждого из братьев?

Прочитать стихотворение А. Лопатина, М. Скребцова «Мажор и минор» - http://tales-game.net/mazhor_i_minor.html

Задайте вопросы:

  1. Что в жизни может быть мажорным или минорным? (Настроение, день, погода, цвет)
  2. Какие музыкальные инструменты помогут исполнить музыку минора или мажора?

Предложите ребенку прослушать музыкальное произведение и при помощи пиктограммы охарактеризовать его.

  1. Рекомендуемые музыкальные произведения:
  2. Д. Кабалевский “Шутка”
  3. А. Гречанинов “В разлуке”
  4. П. Чайковский ”Новая кукла”
  5. М.Мусоргский “Слеза”
  6. Р.Шуман “Веселый крестьянин”
  7. “Грезы”
  8. Ж.-Ф. Рамо “Злюка” ;
  9. С. Прокофьев, “Фея Весны” из балета “Золушка”

10.Э.Григ, “В пещере горного короля”

Обсуждайте с ребенком каждое произведение, но помните, что каждый из нас воспринимает окружающий мир, в том числе и мир звуков, по-своему. И даже если мнение ребенка не совпадает с Вашим, не забывайте, что оно имеет место быть. Уважайте его!

А теперь поиграем! http://learningapps.org/587850

Музыкально-дидактическая игра “Мажор-минор” направлена на развитие ладового чувства, на развитие умения различать характер музыкального произведения.

Ход игры: ребенок прослушивает отрывок музыкального произведения, определяет лад (мажор или минор) и перемещает его в соответствующее поле. Проверяет решение.

Встреча 2. “Песня, танец, марш”

В дошкольном возрасте ребенок накапливает ценностный опыт восприятия и различения первичных музыкальных жанров. Посмотрите видео “Три кита - песня, танец, марш” об основных музыкальных жанрах: https://www.youtube.com/watch?v=D2UG3K8GeHg

Расскажите ребенку о том, что в основе музыки лежат три основных музыкальных жанра - песня, танец, марш.

Предложите послушать стихотворение “Три королевства”, сопровождая чтение показом иллюстраций и воспроизведением музыкальных произведений.

Вся музыка - волшебная страна.

Она красива, ласкова, нежна.

Три королевства разных в ряд

В стране волшебной той стоят.

Покажите иллюстрацию по теме “Марш”: https://yandex.ru/images/search?text=иллюстрацию%20по%20теме%20“Марш”&stype=image&lr=2&source=wiz

Вот марш, он величав и строен,

Из громких звуков он построен.

А если кто к искусству глух -

Наверняка захватит дух.

Предложите послушать П. Чайковский “Марш деревянных солдатиков”: https://www.youtube.com/watch?v=J6hGHTFuemo

Задайте вопросы:

  1. Как звучит музыка?
  2. Как под музыку можно двигаться?

Обобщите вместе с ребенком его ответ (маршевая музыка чёткая, ритмичная, энергичная, бодрая, смелая; под нее можно ходить, маршировать; марш всегда исполняется под счет: “раз-два”)

Покажите иллюстрацию по теме “Танец”: https://yandex.ru/images/search?text=иллюстрацию%20по%20теме%20“Танец”%3A&stype=image&lr=2&source=wiz

И королевство танца есть,

Людей весёлых там не счесть.

Весь день резвятся и кружатся

И лишь под утро спать ложатся.

Предложите послушать “Вальс” П. Чайковского https://www.youtube.com/watch?v=zhIEVX3KzPY

Задайте вопросы:

  1. Какой характер у музыки?
  2. Как под музыку можно двигаться?

Обобщите вместе с ребенком ответ (музыка плавна, спокойная, нежная, ласковая, задумчивая, под нее можно танцевать)

Покажите иллюстрацию по теме “Песня”: https://yandex.ru/images/search?text=иллюстрацию%20по%20теме%20“Песня&stype=image&lr=2&source=wiz

А в королевстве третьем - песня

И грусть, и радость жили вместе.

Когда они в одно слились,

По миру песни разнеслись.

Поют их взрослые и дети,

Все люди, что живут на свете.

Предложите послушать песню А. Гурилева, сл. И. Макарова “Однозвучно гремит колокольчик”: https://www.youtube.com/watch?v=tsDo6_f50fM

Задайте вопросы:

  1. Какой характер у музыки?
  2. Чем песенная музыка отличается от марша, танца?

Вся музыка - волшебная страна

А без неё и жизнь скучна.

В трёх королевствах побываем

И многое мы там узнаем."

Задайте вопросы:

  1. Про какие королевства мы говорили?
  2. Как еще называют эти королевства?
  3. Какие жанры существуют в музыке?

Поиграйте в развивающую игру “Песня, танец, марш”: http://learningapps.org/531618 https://www.youtube.com/watch?v=PD5F5iIylgQ направленную на умение слышать и различать особенности музыкальных жанров.

Наша следующая встреча посвящена музыкальным рассказам о животных и птицах.

Встреча 3. “Музыка рассказывает о животных и птицах”

Расскажите о том, что музыка всегда передаёт какие-то настроения, она может похоже изобразить портрет человека, например, злюку или плаксу. Музыка может передать и образы животных, птиц, их повадки.

Предложите отгадать музыкальные загадки про слона и ежика.

Прослушайте пьесы Д. Кабалевского “Ежик” https://www.youtube.com/watch?v=XZqvPL0Gwxo (и К. Сен-Санса “ “Слон”:https://www.youtube.com/watch?v=34f7LWQD8xg

Обсудите с ребенком взаимосвязь образа и музыки: ёжик маленький, пугливый, колючий, и музыка, рассказывающая о нем, осторожная, отрывистая, колючая. А слон большой, тяжёлый, неуклюжий, и музыка, изображающая его, звучит низко, тяжело, неповоротливо.

Поговорите о том, что много раз на лугу, на лесной поляне видели маленьких нежных, юрких бабочек – мотыльков, которые легко порхают над цветами.

Предложите послушать пьесу С. Майкапара «Мотылёк»:https://www.youtube.com/watch?v=qWNujru87hA

Задайте вопрос:

  1. Как музыка рассказывает о мотыльке, какой он?

Обсудите ответ ребенка (музыка звучит легко, весело, игриво, беззаботно, нежно, полётно, движения мотылька мелкие, частые, у него совсем маленькие, тонкие крылышки, он суетливый, подвижный, робкий. И музыка звучит быстро, высоко, тихо, нежно, то отрывисто, то плавно. Но плавные движения очень короткие, они прерываются порывистыми. Это создаёт трепетный, оживлённый, робкий характер.

Для поддержания интереса ребенка к музыке и с целью развития эмоциональной отзывчивости на музыку изобразительного характера предложите ему поиграть в игру “Карнавал животных”: http://learningapps.org/209701

Если Вас заинтересовала тематика наших встреч предлагаю посетить сайт “Музыкальная фантазия” где Вы, уважаемые родители, сможете найти много интересной и полезной информации о музыке, композиторах, абсолютно бесплатно воспользоваться богатой коллекцией медиатеки : http://music-fantasy.ru/materials/k-175-letiyu-petra-ilicha-chaykovskogo

Встреча 4 “Природа и музыка”

Общение с природой - большое счастье и жизненная потребность для любого человека. Природа привлекает художников, поэтов, музыкантов своей чарующей неповторимостью. Каждое время года, каждое явление природы по-своему прекрасно, но эту красоту необходимо увидеть, почувствовать. Попытайтесь взглянуть на волшебный мир природы глазами композитора и музыканта.

Побеседуйте с ребенком о том, что у человека в жизни бывают разные настроения - радостные и печальные, тревожные и спокойные. Художники, поэты и композиторы тоже выражают свои переживания.

Задайте вопрос:

  1. В чем выражают свои переживания художники, поэты, композиторы?

Обсудите с ребенком такое явление природы как дождик (в жизни дождик бывает разным: веселым, накрапывающим сквозь солнышко)

Задайте вопрос:

  1. Какой дождик можно назвать грустным?

Предложите послушать две пьесы и определить характер каждой: Г. Свиридов “Дождик” - https://www.youtube.com/watch?v=Hvtphzx3b8I ; Д. Кабалевский “Грустный дождик” - http://goo.gl/pMFwcw (00:58)

Задайте вопрос:

  1. Какая по характеру музыка?
  2. Какие чувства она вызывает?

Сравните произведения, обсудите с ребенком, какие средства музыкальной выразительности композитор использовал, чтобы описать дождик (веселый и грустный)

Познакомиться со средствами музыкальной выразительности Вам поможет презентация: https://infourok.ru/prezentaciya-sredstva-muzikalnoy-virazitelnosti-318999.html

Обсудите с ребенком времена года, побеседуйте о том, что каждое время года прекрасно по-своему, но эту красоту необходимо увидеть, почувствовать.

На предложенных ниже сайтах Вы можете найти разнообразный тематический материал (стихи, рассказы, загадки, изобразительный, музыкальный, игровой материал) по временам года: http://www.metodkabinet.eu/; http://goo.gl/K7gtUk

Великий русский композитор П. И. Чайковский создал галерею образов природы, объединив их в цикле под названием «Времена года»: https://www.youtube.com/watch?v=BdZ8pATBZK4 [53:27]

А. Вивальди “Времена Года”: https://www.youtube.com/watch?v=zvhpDHNpV9M [19:15]

Картины известных художников:

- по теме “Зима” - http://www.metodkabinet.eu/BGM/Izotrud/BGM_Arte_ZimaNovGod.htm

- по теме “Весна” - http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/Vesna_Arte.htm

- по теме “Лето”: http://artinternational.ru/viewtopic.php?f=45&t=368

- по теме ”Осень”: http://www.metodkabinet.eu/BGM/Izotrud/BGM_Arte_Osen.htm

Исходя из желания и интересов Вашего ребенка Вы сможете организовать увлекательное путешествие по временам года и попытаетесь взглянуть на волшебный мир природы глазами художника, поэта, музыканта. Откройте своё сердце для восприятия красоты и гармонии красок, слов, звуков!

Встреча 5. “Сказка в музыке”

Сказка - удивительное творение человеческого гения, она возвышает человека, радует его, дает веру в свои силы, в будущее, увлекает достижимостью того, что кажется вроде бы совершенно невозможным.

Задайте ребенку вопросы:

  1. Ты любишь сказки?
  2. Какие сказки ты знаешь? Назови их.

Побеседовать с ребенком о том, что сказки бывают разными - веселыми и добрыми, с чудесами и приключениями. Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками - ласковыми и таинственными, добрыми и тревожными.

Предложите послушать стихотворение:http://goo.gl/71woVn (“Балет”)

Задайте вопросы:

  1. О чем рассказывает стихотворение?
  2. Как называют главных исполнителей балета?

Обсудите с детьми балетную терминологию. В этом Вам помогут материалы энциклопедии ВикипедиЯ: http://goo.gl/kaT72d, http://goo.gl/nNCWcg

Предложите познакомиться с балетом П.И. Чайковского «Щелкунчик». Если ребенок не знаком со сказкой, послушайте аудио сказку Гофмана “Щелкунчик и мышиный король” онлайн или прочитайте на сайте сказок народов мира:

Прослушать “Танец принца Оршада и Феи Драже” (Па де де): https://www.youtube.com/watch?v=nuFvdsKh56U

Задать вопросы:

  1. Какая по характеру музыка?
  2. Какими средствами музыкальной выразительности композитор передает характер музыки?

Прослушать “Марш”: https://www.youtube.com/watch?v=WCMIXpxsIjQ

Обсудить характер марша, смену характера в средней части.

Прослушать сцену битвы Щелкунчика с мышиным королем: http://goo.gl/G6USnS [03:20]

Задать вопросы:

  1. Какая музыка по характеру?
  2. Какие инструменты использовал композитор для передачи характера?

Конечно, невозможно за столь короткое время поговорить обо всем балете. Поэтому предлагаю Вам посетить вместе с ребенком Самарский академический театр оперы и балета. Всю информацию Вы можете найти на официальном сайте: http://opera-samara.net/

Или посмотрите балет в сети Интернет онлайн по следующей ссылке: http://www.youtube.com/watch?v=YmR1L5kvqa8