Опубликовано 20 апреля 2017 в 16:55

Учитель-логопед первой квалификационной категории

Гильгова Любовь Георгиевна

Здравствуйте!

Я рада вас приветствовать на своей страничке. Работаю в детском саду учителем-логопедом 14 лет, педагогический стаж 24 года. С 1977 года работаю в системе образования Калининского района.

В 1996 году окончила Санкт-Петербургский ордена Трудового Красного Знамени Российский Государственный Педагогический Университет им.А.И.Герцена, факультет дефектологии, по специальности сурдопедагогика, с присвоением квалификации учитель начальных классов школ глухих и слабослышащих, сурдопедагогика дошкольных учреждений. С 1997 года работаю учителем-логопедом в ДОУ д/с № 66 Калининского района.

В настоящее время одной из проблем детей дошкольного возраста являются речевые нарушения, связанные с недостаточным развитием фонетико-фонематической и лексико-грамматической систем. У детей, как правило, речь тихая, монотонная, смазанная, т.е. маловыразительная.

Проводя с детьми изолированные упражнения с пальчиками и соединяя движения пальцев со связным текстом, а так же практическую работу с предметами (выкладывание букв и слов из различных предметов: пуговиц, мозаики, камешек, веревочек и т.д.) можно сделать следующее заключение: у речевых детей постановка звуков шла быстрее, при показе правильной артикуляции, а так же быстрее проходила автоматизация и дифференциация звуков в речи.

Тренируя движения пальцев, улучшается развитие артикуляторного аппарата. Простые движения пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

Большое стимулирующее влияние функции руки на речевое развитие отмечают все специалисты, исследующие деятельность мозга, психику детей.

Близость моторной и речевой зон навели многих ученых на мысль, что тренировка мелкой (тонкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Речевая область формируется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее от пальцев.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связанная речь.

Презентация Мишка проснулся

Формирование фонетико-фонематической стороны речи, используя игры и упражнения для развития мелкой моторики

О том, что движение пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Игра с маленькими людьми, еще не говорящими, сопровождали слова песни или слова-игры с пальчиками ребенка. Отсюда родились известные всем игры: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Гуленьки», «Коза рогатая» и т.д.

Сам ход исторического развития человечества доказывает, что движение руки тесно связано с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Она давала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развивать тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развивалась словесная речь, но она долгое время оставалась жестикулярной (эта связь дает знать у нас).

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, исследующие деятельность мозга, психику детей.

Выдающийся русский писатель Н.И.Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами, но и для всего умственного развития».

Невропатолог и психиатр В.И.Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

И.П.Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал кинестетическим ощущениям (т.е. идущим от мышц, сухожилий и суставов) большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее карта мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.

Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является собственной ее частью. Передняя центральная извилина мозга – это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Огромная пальцевая проекция кисти руки видна на так называемом гомункулусе (человек Пенфилда, канадского нейрохирурга, составителя карты речевых зон мозга). На человеке Пенфилда показаны проекции всех частей тела в двигательной области коры головного мозга. Он сделал заключение, что речь человека имеет огромные компенсаторные возможности. А еще обнаружил, что отношении разные пространства. Так движения от кисти руки, особенно большого пальца, занимают большую площадь. Очень большое пространство занимают движения, идущие от губ и языка. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка мелкой (тонкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, речевая область формируется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

В настоящее время рядом исследователей (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, А.В.Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков А.П.Н.Р.Ф. установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания.

В своих исследованиях сотрудники института исходят от физиологии развития ребенка. Сначала у ребенка развиваются тонкие движения пальцев, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование

речевых реакций находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев. В возрасте около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предметов, захватывание осуществляется не всей ладонью, а пальцами. На 6 месяц жизни схватывающие движения становятся более точными. На 7 месяце появляется артикуляция слогов (да-да, ба-ба). На 8 – 9 месяц малыш берет предмет двумя пальцами, показывает одним пальцем привлекающий его предмет. Вслед за развитием тонких дифференцированных движений пальцев (не раньше) начинается произношение первых слогов. На протяжении всего раннего детства выступает эта зависимость: по мере совершенствования тонких движений пальцев идет развитие речевой функции.

Физиологи Хризман и Звонарева обнаружили, что, когда ребенок делает ритмические движения пальцами, то резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга, т.е. двигательного и понятийного центров речи. Оказалось, что, если ребенок сгибает и разгибает пальцы правой руки, то в левом полушарии образуется согласованная деятельность электрических колебаний в лобной и височных долях (зонах). Движения пальцев левой руки вызывали такую же активизацию в правом полушарии.

Таким образом, уровень развития речи (фонетико-фонематической стороны речи), находится в прямой зависимости от степени сформированности мелких (тонких) движений пальцев рук.

Презентация Мишка спать собирается

Координация речи с движением

Мои часы работы:

Понедельник 9.00 – 13.00

Вторник 9.00 – 13.00

Среда 9.00 – 13.00

Четверг 9.00 – 13.00

Пятница 9.00 – 13.00

Последняя среда месяца с 14:00 до 18:00