Опубликовано 20 апреля 2017 в 16:52


Шашкина Наталья Владимировна

Старший учитель - логопед высшей квалификационной категории

Педагогический стаж 20 лет

Образование:

Санкт-Петербургский Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена(2000г),факультет коррекционной педагогики, по специальности сурдопедагог

Работает учителем-логопедом в ГДОУ с 2000 года

Награды: Призер конкурса педагогических достижений .Номинация "Педагогические надежды"(2005-2006 г.)

Рекомендации для родителей.

  1. Выполняйте со своим ребенком те артикуляционные упражнения, которые вам порекомендовал логопед.Упражнения для языка, губ, щек, помогут сформировать базу для постановки неверно произносимых вашим ребенком звуков.
  2. Обращайте внимание на неправильно произносимые вашим ребенком слова, тактично исправляйте ошибки ребенка.
  3. Предоставляйте ребенку возможность выкладывать мозаики, раскрашивать, рисовать, выкладывать образы предметов из счетных палочек, заниматься пазлами, кубиками и т.д.Это разовьет мелкую моторику пальцев рук, которая тесно связана с речью детей.
  4. Читайте ребенку книги! Ничто не может заменить "живого слова", которое ваш ребенок слышит при чтении книги вслух !!!
  5. Говорите больше со своим ребенком, интересуйтесь его успехами и неудачами; спрашивайте о том, что он делал в детском саду, просите рассказать подробнее.
  6. Не пропускайте без уважительной причины занятий логопеда.Выполняйте рекомендации, даваемые вам логопедом.Логопед сможет помочь вашему ребенку, если и вы будете заинтересованы в успехах своего малыша.

Роль семьи в развитии речи ребёнка.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Бытует мнение, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия со стороны взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в речевом развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни ребёнка. Родители должны осознавать, какое огромное значение для малыша имеет речь взрослых. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо («смори», «не бежи», «ваще» и т.д.) Особенно чётко нужно произносить незнакомые для ребёнка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к малышу, вы побуждаете его ответить, а он имеет возможность внимательно прислушаться к вашей речи.

Если бы все родители понимали это, они , вероятно, находили бы больше времени для занятий со своими детьми!

Для Вас , родители!

Знакомим детей с буквами

Многие родители стремятся к обучению ребёнка грамоте. Запомнить огромное количество букв ребёнку 5-6 лет бывает не просто. Дети путают буквы, не всегда узнают их и , поэтому, возникают трудности в прочтении слогов, слов.

Чтобы ребёнку было проще запомнить буквы русского алфавита приобретите магнитную азбуку и по мере изучения букв прикрепляйте вновь изученные буквы ,например, на холодильник.

Выкладывайте буквы из разноцветных счётных палочек , тогда буквы получатся весёлыми и яркими.

Предложите своему ребёнку раскрасить букву по ассоциации.

Буква «О» - осень Буква «У» - урожай

Вспомните осенние приметы: Вспомните фрукты и овощи,

листопад, дождик и т.д. назовите их ласково

(яблочко, арбузик и т.д.)

Буква «Т» очень похожа на гриб.

Вспомните грибы леса, объясните названия некоторых из них.

( боровик - растёт во бору и т.д.)

УДАЧНОГО ЗНАКОМСТВА С БУКВАМИ!!!

Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие.

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила». Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка. Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий? Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке. С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера? Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы. Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина. Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы. Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков. Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно, держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски. И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

Особенности звукопроизношения детей дошкольного возраста.

Зачастую родители беспокоятся по поводу отсутствия или неправильного произношения того или иного звука у своего ребёнка. Рассмотрим этапы овладения звукопроизношением у детей в возрасте от одного года до семи лет.( А.Н.Гвоздев «Вопросы изучения детской речи» 1961г.)

Усвоение детьми звуковой стороны речи:

1год 3 мес.-1год 8 мес.: появляются ударные гласные

1 год 8 мес.- 1 год 10 мес.: часто в слове опускается начальный звук или конечный согласный (м, п, б, к ,г, х, й, дь, ть, нь, ль, сь ); появляются в середине слов:

-льк-, -ськ-, -пк-, -цьк-

1 год 10 мес-2 года 1 мес.: появляются твёрдые согласные (н, т, д), большинство стечений согласных заменяются одним звуком

2 года 1 мес.-2 года 3 мес.: появляются твёрдые согласные (с,л), затем (ы,в,з,р), смешения артикуляционно близких звуков (ч,ш,ж,щ,ц), стечения согласных всё ещё не усвоены, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно

2 года 3 мес.-3 года: заканчивается усвоение групп согласных

3 года-4 года: звуковая сторона речи усвоена (верхняя граница нормы), может оценивать своё и чужое произношение.

В целом ребёнок овладевает всеми звуками родного языка к 5-6 годам. Этот показатель различен и зависит от особенностей фонетической системы ребёнка. При усвоении звуковой системы языка отмечается большое количество смешений, и это является возрастной нормой. Если к 3-м годам ребёнок не имеет в речи твёрдых согласных (т,д,н,с,з), можно говорить о некоторой задержке в развитии его звукопроизношения.

Также поводом для обращения к логопеду является наличие искажений звуков.

Родители, обращайте внимание на речь вашего ребёнка!

Чёткое произношение звуков - залог внятности речи в целом!