Опубликовано 20 апреля 2017 в 16:18

Яковлева Любовь Валерьевна - воспитатель

Образование:

Санкт-Петербургский высший педагогический колледж

№4 , квалификация «Воспитатель детей дошкольного возраста»

Тема углублённой работы:

«Дидактическая игра, как средство развития активной речи детей раннего возраста»

Консультация для родителей 2 младшей группы (с 3 до 4 лет) по теме «Формирование самостоятельности у детей»

Наверно каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ёще в раннем возрасте. От совместных усилий при взаимодействии педагогов, родителей и детей. Успешность ребёнка во многих видах деятельности зависит от способности проявить самостоятельность, управлять своими действиями, добиваться поставленных целей, которые ставятся перед ребёнком в воспитании и обучении. Всё это приобретается постепенно и только с помощью взрослого, родителя. Чтобы помочь ребёнку приобрести перечисленные раннее навыки, нужно знать, как в зависимости от возрастных особенностей формируется самостоятельность, управление действий.

1. Речь как регулятор поведения

В 3-4 года речь взрослого является регулирующей. Чтобы ребёнок понимал нас, наши требования, указания: они должны быть чёткими, конкретными и не длительными по содержанию. По словесной инструкции ребёнок ещё не может выполнять сложные действия. Можно давать их пошаговыми инструкциями, где переход от одних действий к другим.

2. В познавательной сфере при помощи активности зрения, слуха, тактильных ощущений тела, рук, ног, ребёнок не может длительное время подчинять своё внимание и поведение - правилам предложенным взрослыми. Отсюда, необходимо развивать у ребёнка познавательный интерес к длительным видам деятельности, которые требуют наблюдательности, усидчивости. Формируйте в ребёнке интерес к объектам природы, учите наблюдать за изменениями в природе. Учите фиксировать внимание ребёнка на переменах, происходящих в ближайшей обстановке, на столе, в комнате. При длительной умственной, физической нагрузки ребёнок утомляем.

Помните, по программным задачам, в воспитании и обучении под редакцией Васильевой, у детей 2 младшей группы занятия длятся до 10 минут (когда ребёнок проявляет особый интерес к какой-то деятельности, то можно исходить от его желания).

Первые 5 минут ребёнок может быть более внимательным. Последующие 7-8 минут ребёнок начинает отвлекаться, он не может длительно сохранять неподвижную позу и слушать вас. Если вы в это время желаете продолжать совместные занятия, позвольте ребёнку переключить внимание. Дайте ему расслабиться, снять напряжение на 2 - 3 минуты на подвижные действия. Это может быть зарядка, игра для отдельных частей тела (рук, ног, пальчиков). Затем ребёнок с новыми силами станет воспринимать дальнейшие совместные беседы, игры. Ребёнок 3 - 4 лет особо нуждается, чтобы его внимание и восприятие активизировали, направляли и стимулировали.

3. В воспитании и обучении учитывайте возрастные особенности детей. В 2,2 - 3 года ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого, формируется образ «Я» (с помощью взрослого). Ребёнок стремится быть самостоятельным. Так позвольте ребёнку быть самостоятельным, успешным в той деятельности, с которой он может справиться сам. (Пример: культурно- гигиенические навыки). Чтобы ребёнок стремился быть самостоятельным, выполнял действия, которые ему по силам:

- слушать взрослого;

- выполнять простые просьбы, поручения;

- умел подражать, повторять элементарные движения в игре, действия с игрушками, предметами;

поощряйте похвалой, подбадриванием, создавайте маленькие игровые сюрпризы. Когда взрослый требует что-либо от ребёнка, помните, что ему не так легко это сделать и сориентироваться. Он стремится овладевать правилами (но не всегда), переносит требования в разные ситуации.

  • Не стоит переживать и настойчиво требовать от ребёнка выполнять все ваши указания. В этом возрасте дети больше опираются на свои личные, эгоистические интересы.
  • Поставленную цель задания или поручения, ребёнок может подменить на свою (соответствует возрасту). Пример: родители попросили ребёнка нарисовать забор, а он прорисовал траву, дождик.
  • Выполнение действий ребёнка в определённых видах деятельности (пример: умение слушать рассказ, познавать что-либо новое, культурно-гигиенические навыки, желание заниматься творчеством, конструировать из кубиков постройки, лепить из пластилина) зависит:
  • - от личной заинтересованности;

    - от умений, которые сформировались при помощи взрослых и от умений взрослого заинтересовать ребёнка к определённой деятельности с помощью игровых приёмов, методов поощрения и похвалы.
    • Игра и игровые приёмы являются лучшей стимуляцией для формирования
    самостоятельности, управлением действий.

    В подвижных играх учите ребёнка несложных движениям по образцу.
    Показывайте и обучайте ребёнка взаимодействовать с предметами конструкторами, разборными игрушками. При этом обратите внимание, как ребёнок относится к трудностям, если у него что-то не получается:

    - Быстро теряет свой интерес и бросает заниматься деятельностью. Нужно разобраться в чём дело (ребёнок утомился, либо плохо себя чувствует; возможно ему трудна эта деятельность);

    - ребёнок нервничает и при этом не просит помощи взрослого (возможно он стремится быть самостоятельным, но ввиду малых знаний и навыков ему трудна эта деятельность, учите словесно ребёнка обращаться за вашей помощью);

  • Помните, именно в этом возрасте взрослый образец для подражания.
  • Ребёнок стремится копировать ваши действия с игрушками, предметами. В настольных играх, при взаимодействии с игрушками, разыгрывайте сюжет игры, побуждайте ребёнка внимательно следить за образцом действий. Чтобы ребёнок мог повторять за вами.

    4. Воспитывайте культурно-гигиенические навыки

  • Продолжайте учить детей под контролем взрослого самостоятельно мыть руки перед едой, после прогулки.
  • Помогайте и направляйте ребёнка к привычке быть опрятным, аккуратным.
  • Во время приёма пищи, при одевании, снятии одежды и складывании её в определённое место.
  • Приучайте ребёнка пользоваться индивидуальными предметами (носовой платок, салфетки, полотенце, расчёска) и складывать их в положенное место.
  • От того как привьются культурно-гигиенические навыки сформируется привычка и отношение к трудовой деятельности. Умение трудиться развивает характер и целеустремлённость, стремление доводить поставленную цель до конца.

    Всё это создаёт благодатную почву при формировании познавательного интереса к интеллектуальной деятельности.

    «Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер»

    Кризис трёх лет. Как сохранить мир в семье

    Вашему малышу исполнилось 2,5-3,5 года, и его поведение изменилось. Из спокойного и послушного ребёнка он превратился в «капризулю»: требования и протесты сопровождают вас каждый день. Что же происходит?

    Не пугайтесь – у малыша не испортился характер, он не нахватался плохого от других детей, и он по-прежнему нежно любит вас. Просто психика ребёнка переживает кризис, необходимый для его роста и взросления. Вот простая инструкция по преодолению кризиса трёх лет.

    1 Помните, что кризис трёх лет – это благо и это временно

    Только через протесты и нарушения порядка ребёнок может понять границы допустимого. «Никогда нельзя переходить дорогу одному», «Иногда можно лечь поспать попозже», «Выбирать одежду для садика можно самостоятельно» - дети усваивают правила не через слова, а через поступки и прожитые эмоции. Да, это будет напряжённый период, но он закончится, а общение с ребёнком перейдёт на новый, более взрослый уровень.

    2 Чётко обозначьте правила. Создайте три группы правил: «нельзя никогда», «можно иногда», «можно всегда»

    Самое сложное – не допускать поблажек в отношении первой группы, не поддаваться ни на уговоры, ни даже на скандалы малыша. Вы удивитесь, но после нескольких протестов он начнёт спокойно следовать этим правилам, и не будет при этом чувствовать себя ущемлённым.

    3 Определите зону самостоятельности для ребёнка

    Разрешите ему что-то из «взрослых занятий», которые он хотел бы попробовать: принимать участие в забивании гвоздей вместе с папой, месить тесто с мамой или бабушкой, самостоятельно расставлять любимые «вкусняшки» на специально выделенной полочке в холодильнике. Да, возможно вы не досчитаетесь половины тарелок, кухня покроется слоем муки и тд. Но будущая самостоятельность взрослеющего малыша стоит того.

    4 Помните, что детский организм не выдерживает «взрослые» нагрузки

    Не все скандалы в этот период относятся к кризису трёх лет. Если малыш требует немедленно «достать звезду с неба», возможно он просто устал, не выспался, эмоционально перегружен или голоден. Не стоит в это момент его уговаривать или проводить воспитательные беседы – это бесполезно. Всё, что ребёнку сейчас нужно – это объятия, мамин поцелуй и уверения в том, что его любят таким, какой он есть – со всеми его капризами.

    5 Эмоциональная стабильность

    Это самое сложное из того, что от вас потребуется. Будьте эмоционально открыты, не срывайтесь на крик, не обращайте внимания на неуместные советы и осуждение окружающих. Оказавшись в эпицентре бури, скажите себе: «Я смогу это выдержать». И держитесь за эту фразу, как за якорь. Помните, что запреты и требования – это не обязательно строгий голос и осуждение. Проявите спокойствие и любовь: «Я понимаю, что тебе это не нравиться, что ты рассержен, но это так, и по-другому не будет». Обязательно обнимитесь, когда «буря» закончится – вы оба победители, вы пережили это и стали ещё ближе друг к другу!

    Литвиненко Елена Васильевна - воспитатель

    образование - высшее

    диплом о профессиональной переподготовке 2016 г.

    Роль подвижных игр в развитии детей.

    Одной из важнейших задач физического воспитания детей является развитие основных движений. Это жизненно важные движения, без которых нельзя обойтись ни в одном виде деятельности (бытовой, игро­вой, учебной, трудовой). К основным движениям относятся ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье.

    Дети начинают овладевать всеми видами основных движений в ран­нем возрасте. К году они самостоятельно ходят, на втором и третьем году начинают бегать, прыгать, лазать, бросать и ловить предметы (мяч, мешочки с песком и др.).

    Однако особенности костно-мышечного аппарата, нервной системы, психических процессов таковы, что дети в раннем возрасте не могут в полной мере овладеть техникой основных движений, а овладевают ею в общих чертах. Движения их недостаточно координированы, им трудно сохранять равновесие. Учитывая эти особенности, взрослым необходимо постепенно обогащать двигательный опыт детей, способствовать совер­шенствованию их движений. Уже в раннем возрасте необходимо форми­ровать умения действовать в разных условиях и разными способами. Это даст возможность ребенку двигаться более свободно и самостоя­тельно.

    В решении этих задач эффективным средством являются подвиж­ные игры, так как дети охотно играют в них: они привлекают малышей разнообразием сюжетов, двигательных заданий. В ситуации игры можно легко изменить условия, которые потребуют от ребенка выполнения движений разными способами. Дети могут идти в гости к кукле обычным способом, а могут по мостику (ограниченная поверхность), по извилис­той, мягкой дорожке и т. п.

    Знакомство с разными способами выполнения одних и тех же движе­ний обогащает самостоятельную двигательную деятельность детей.

    Следует отметить, что в подвижных играх дети не только учатся правильно двигаться, но и уточняют знания об окружающей жизни, свойствах предметов, знакомятся с новыми словами и учатся произно­сить их.

    В подвижных играх развивается память, внимание, воображение. Малыши учатся ориентироваться в пространстве (зал, участок, группо­вая комната), согласовывать свои действия с действиями сверстников. Они приобретают опыт общения со взрослыми и детьми.

    Подвижные игры являются важным средством развития личностных качеств: самостоятельности, активности, инициативности — и таким образом оказывают влияние на всестороннее развитие детей.

    Подвижные игры для малышей просты по содержанию и двигатель­ным заданиям. Сюжет игры должен соответствовать жизненному опыту, представлениям детей об окружающих предметах, социальных явлениях и явлениях природы, животных, растительном мире. Правила в подвиж­ных играх определяются сюжетом и двигательным заданием. Поскольку опыт малышей чрезвычайно мал, ведущая роль в организации и прове­дении подвижных игр принадлежит взрослому.

    Вот несколько примеров:

    Игра «Мельница»

    Дети стоят, расставив руки. Под песенку все начинают кружиться на месте. Когда песенка закончилась, дети должны остановиться. Кто пошевелился, тот выходит из игры.

    Мельница, мельница,

    Жерновочек вертится,

    Мели, мели, не зевай

    И в лоточек собирай.

    В конце игры, остаются 2-3 игрока, которые победили.

    Они остаются в кругу – это тесто.

    Игра «Тесто»

    Остальные дети становятся в круг и берутся за руки. Со словами: «Месим, месим тесто, месим, месим тесто». Дети медленно идут в центр круга и слегка подталкивают детей, стоящих в кругу, имитируя движения пекаря, месящего тесто. Затем, со словами «Раздувайся пузырь, надувайся большой», дети расходятся вновь в большой хоровод.

    Обычно детям очень нравится изображать тесто. Мы предлагаем им выбрать кого-нибудь из круга вместо себя. Так все дети по очереди могут оказаться в кругу.

    Вариант этой же игры, не связанный по смыслу с предыдущей и упрощенный.

    Пузырь.

    Все играющие, взявшись за руки и образовав круг, поют:

    Месим, месим тесто,

    Месим, месим тесто.

    Раздувайся, пузырь,

    Раздувайся, большой,

    Оставайся такой,

    Да не лопайся!

    Сначала они небольшими шагами движутся к центру круга и делают движения руками вперед - "месят тесто". На слова "раздувайся, пузырь" начинают расходиться от центра и расходятся, насколько позволяют вытянутые руки. Когда произнесут "да не лопайся!", каждый начинает тянуть соседей, чтобы кто-нибудь разомкнул руки. Два "лопнувших" игрока идут в центр круга, где им может достаться от рук других игроков при следующем "замесе", поскольку игра обычно повторяется несколько раз до тех пор, пока в кругу не наберется определенное число играющих (договоренное заранее). Тогда проигравшим назначают игровое наказание, берут фант и т.п. Можно играть и на выбывание "лопнувших". В этом случае игра продолжается до тех пор, пока в кругу останется только три участника.

    Пирожок

    Из готового теста мы сделаем пирожок и испечем его.

    Все дети становятся парами как в игре «Ручеек» - это наша печка. Два-три «пирожка» пробегают под руками, а все стоящие стараются свободной рукой шлепнуть бегущих по спине или попе. Если дети все хотят побывать пирожками, то можно менять пары по очереди или дать возможность пирожкам выбрать себе замену (как в ручейке).